РАДАР-ГА
Rus | Eng |карта сайта
О компании   Услуги   Оборудование     Контакты
АО «Радар-ГА», 125438, г. Москва, 4‑й Лихачёвский пер., д. 5, стр. 14.
Тел.: (499) 153-14-12, 153-54-74; факс: (499) 153-69-80
E-mail: ref@radar-ga.ru
Главная | Наши объекты | В марте 2016 г. специалистами АО «Радар-ГА», ООО «Роде и Шварц Рус» и ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова» завершены наземные и летные испытания системы радиосвязи ВЧ диапазона компании «Роде & Шварц» для обеспечения режима УВД воздушных судов в испытательных зонах аэроузла «Раменское» с КДП-2 аэродрома «Раменское» и вспомогательного командного пункта (ВКП) «Касимов» (Рязанская область), а также при полетах на малых высотах по трассе аэродром «Раменское» — ВКП «Касимов»

В марте 2016 г. специалистами АО «Радар-ГА», ООО «Роде и Шварц Рус» и ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова» завершены наземные и летные испытания системы радиосвязи ВЧ диапазона компании «Роде & Шварц» для обеспечения режима УВД воздушных судов в испытательных зонах аэроузла «Раменское» с КДП-2 аэродрома «Раменское» и вспомогательного командного пункта (ВКП) «Касимов» (Рязанская область), а также при полетах на малых высотах по трассе аэродром «Раменское» — ВКП «Касимов»

Исходная информация

Наземные и летные испытания системы радиосвязи ВЧ диапазона осуществлялись в рамках проекта реконструкции и технического перевооружения аэродромно-экспериментальной базы и летающих лабораторий ОАО “ЛИИ им. М.М. Громова”. Основной целью таких испытаний являлась проверка возможности организации поля радиосвязи на малых высотах (от 50 до 2000 м) для обеспечения управления воздушным движением самолетов и вертолетов в испытательных зонах аэроузла “Раменское” с командно-диспетчерского пункта КДП-2 (г. Жуковский) и вспомогательного командного пункта (ВКП) ‘Касимов” (испытательная станция №1 г. Касимов, Рязанской область). Кроме этого, ставилась задача подтверждения возможности применения системы радиосвязи ВЧ диапазона для организации резервного канала связи между наземными пунктами управления.

Командно-диспетчерский пункт КДП-2 (г. Жуковский)

Вспомогательный командный пункт (ВКП) «Касимов»

На момент проведения испытаний задачи управления воздушным движением в зоне аэроузла «Раменское» решались с помощью радиосредств ОВЧ диапазона серии «Фазан 19» (мощностью 50 Вт), которые установлены в аэропорту «Раменское» и на территории испытательной станции № 1 (г. Касимов, Рязанской область). Речевое взаимодействие с экипажами воздушных судов (ВС) в зоне аэроузла «Раменское» реализовано на частотах 125,25МГц и 124,25МГц. Кроме этого, между радиобюро (территория КДП-2, аэропорт «Раменское») и диспетчерским залом ВКП «Касимов» существует выделенный телефонный канал резервной связи.

Оперативное взаимодействие диспетчеров аэроузла с экипажами ВС, перемещающимися в зоне аэроузла «Раменское» на малых высотах, с помощью существующей системы радиосвязи ОВЧ диапазона является неудовлетворительным. Необходимо также отметить, что в марте 2016 года будет открыт Международный аэропорт «Раменское», который должен стать единым авиационным центром экспериментальной, государственной и гражданской авиации. Перечисленные факты, среди прочего, определяют необходимость и актуальность проведения испытаний системы радиосвязи ВЧ диапазона для целей взаимодействия с авиацией различного назначения в зоне аэроузла «Раменское».

Проведению наземных и летных испытаний системы радиосвязи ВЧ диапазона предшествовал подготовительный этап, который включал следующие мероприятия:

  • установка оборудования радиосвязи ВЧ диапазона на территории испытательной станции № 1 (г. Касимов, Рязанской область) и проверка его функционирования;
  • установка оборудования радиосвязи ВЧ диапазона в аэропорту «Раменское» и проверка его функционирования.

Подготовительный этап испытаний

Испытательная станция № 1 ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова» (ВКП «Касимов») находится в 200 км в юго-восточном направлении от аэропорта «Раменское». На территории испытательной станции располагаются антенны и оборудование систем радиолокации, радионавигации и радиосвязи, а также помещения для инженерной службы и диспетчерский зал.

Антенная система радиосвязи ВЧ диапазона была собрана и смонтирована на антенно-мачтовом устройстве «Башня-2» (высота 21 м) в декабре 2015 года. Антенна ВЧ диапазона представляет собой антенну дипольного типа (форма — перевернутая «V») с круговой диаграммой направленности, подвешенную на высоте 15 м. Такая конструкция позволила обеспечить на заданной частоте 4,715 МГц зенитное излучение при КСВН близким 1,0. Приемопередающее оборудование в составе приемопередатчика Rohde&Schwarz XK2100L, источника питания Rohde&Schwarz IN2100 и микрофона Rohde&Schwarz GA2100 было установлено в диспетчерском зале. Проверка функционирования оборудования производилась путем включения приемопередатчика на излучение в режиме J3E с уровнем выходной мощности 150 Вт и анализом выходного сигнала с помощью анализатора цепей Rohde&Schwarz ZVH8. Проведенный анализ показал наличие значительного уровня помех на рабочей частоте.

Также осуществлялось прослушивание частот любительской радиосвязи ВЧ диапазона. Кроме этого, был проведен инструктаж инженерно-технического персонала ВКП «Касимов» по работе с приемопередающим оборудованием.

Антенно-мачтовое устройство «Башня-2»

Элемент конструкции антенны ВЧ диапазона

Результаты измерения КСВ антенны ВЧ диапазона на территории ВКП «Касимов»

Размещение приемопередающего оборудования серии 2000 в диспетчерском зале ВКП «Касимов»

Результаты измерения помеховой обстановке рабочей полосе частот на территории ВКП «Касимов»

Изначально, для установки антенны радиосвязи ВЧ диапазона в аэропорту «Раменское» предполагалось использовать крышу здания КДП-2. Кроме этого, между новым и старым зданиями КДП уже смонтирована антенна типа T2-FD (для радиостанции ICOM). Использование этой антенны не представлялось возможным ввиду ее неудовлетворительных характеристик на рабочей частоте. Размещение антенны на крыше КДП-2 оказалось технически невозможно. По эти причинам было принято решение об установке антенны дипольного типа (форма — перевернутая «V») с круговой диаграммой направленности на территории передающего радиоцентра (ПРЦ), находящего на расстоянии 3,5 км от здания КДП-2. Такая антенная конструкция была смонтирована и обеспечивала на заданной частоте 4,715 МГц зенитное излучение при КСВН близким 1,0. Приемопередающее оборудование в составе приемопередатчика Rohde&Schwarz XK2100L, источника питания Rohde&Schwarz IN2100 и микрофона Rohde&Schwarz GA2100 было установлено в техническом помещении ПРЦ в стойке с оборудованием серии «Фазан 19». Проверка функционирования оборудования производилась путем включения приемопередатчика на излучение в режиме J3E с уровнем выходной мощности 150 Вт и анализом выходного сигнала с помощью анализатора цепей Rohde&Schwarz ZVH8. Дополнительно была проведена проверка функционирования линии радиосвязи ВЧ диапазона ПРЦ аэропорта «Раменское» — ВКП «Касимов» на рабочей частоте 4,715 МГц. Разборчивость речи по оценке диспетчера ВКП «Касимов» соответствовала величине «хорошо». Отмечались определенные помехи при приеме сигнала в ВКП «Касимов».

Также осуществлялось прослушивание частот любительской радиосвязи ВЧ диапазона. Кроме этого, был проведен инструктаж инженерно-технического персонала комплекса ЭРТОС ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова» по работе с приемопередающим оборудованием.

Размещение антенны ВЧ диапазона на территории ПРЦ аэропорта «Раменское»

Наземные и летные испытания системы радиосвязи ВЧ диапазона

Комплексные испытания системы радиосвязи ВЧ диапазона проводились 17 февраля 2016 года в несколько этапов:

  1. проверка функционирования линии радиосвязи ВЧ диапазона между ПРЦ аэропорта «Раменское» и воздушным судном (ВС), находящимся на ВПП аэропорта «Раменское»;
  2. проверка функционирования линии радиосвязи ВЧ диапазона между ВКП «Касимов» и воздушным судном, находящимся на ВПП аэропорта «Раменское»;
  3. проверка функционирования линии радиосвязи ВЧ диапазона между ПРЦ аэропорта «Раменское» и ВКП «Касимов»;
  4. летные испытания системы радиосвязи ВЧ диапазона на воздушной трассе аэропорт «Раменское» — ВКП «Касимов».

При реализации комплексных испытаний было задействовано ранее установленное антенное оборудование и приемопередающее оборудование на территории ВКП «Касимов» и ПРЦ аэропорта «Раменское». В качестве воздушного судна в испытаниях принимал участие вертолет Ми-8Т (бортовой номер 08250), в состав радиоэлектронного оборудования которого включена радиостанция ВЧ диапазона «Ядро-1».

Вертолет Ми-8Т ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова»

После подтверждения функционирования линии радиосвязи ВЧ диапазона «воздух-земля» (с ВКП «Касимов» и ПРЦ аэропорта «Раменское») и «земля-земля», ВС вылетело по маршруту аэропорт «Раменское» — ВКП «Касимов».

Полет вертолета проходил на высотах от 70 м до 250 м. Сеансы связи борта 08250 с ВКП «Касимов» и ПРЦ аэропорта «Раменское» проводились каждые 10 мин. С борта ВС на землю сообщались высота полета и удаление от пункта вылета. В наземных пунктах и на борту ВС контролировалось качество радиосвязи по 5 бальной шкале. Результаты комплексных испытаний приведены в табл. 1 и табл. 2.

При полете по маршруту аэропорт «Раменское» — ВКП «Касимов» на удалении примерно 100 км от ВПП аэропорта «Раменское» взаимодействие экипажа ВС и диспетчера КДП-2 по каналу радиосвязи ОВЧ диапазона стало невозможным. По просьбе руководителя полетов, отчеты экипажа ВС передавались на КДП-2 через канал радиосвязи ВЧ диапазона, который продолжал функционировать. Таким образом, 2/3 полета по маршруту взаимодействие экипажа ВС и диспетчерского персонала КДП-2 обеспечивало установленное для проведения испытаний оборудование радиосвязи ВЧ диапазона.

Таблица 1 — Результаты летной проверки параметров и характеристик ВЧ трансивера XK2100L (заводской номер 101102), установленного на территории испытательной станции № 1 ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова» (г. Касимов)

Рабочая частота, МГц Бортовой номер ВС Направление полета (НА, ОТ) Высота полета, м Удаление ВС от пункта управления, км Разборчивость речи, балл Примечание
оценка экипажа оценка р/оператора
4,715 08250 на стоянке 220 хорошо удовл. высокий уровень помех на частоте 4,715 МГц
4,715 08250 НА 200 180 хорошо с перерывами высокий уровень помех на частоте 4,715 МГц
4,715 08250 НА 200 140 хорошо удовл. высокий уровень помех на частоте 4,715 МГц
4,715 08250 НА 200 100 хорошо удовл. высокий уровень помех на частоте 4,715 МГц
4,715 08250 НА 200 80 хорошо удовл. высокий уровень помех на частоте 4,715 МГц
4,715 08250 НА 200 60 хорошо удовл. высокий уровень помех на частоте 4,715 МГц
4,715 08250 ОТ 100 80 хорошо удовл. высокий уровень помех на частоте 4,715 МГц
4,715 08250 ОТ 70 90 хорошо удовл. высокий уровень помех на частоте 4,715 МГц
4,715 08250 ОТ 100 100 хорошо удовл. высокий уровень помех на частоте 4,715 МГц
4,715 08250 ОТ 100 110 хорошо нрзб. высокий уровень помех на частоте 4,715 МГц
4,715 08250 ОТ 100 120 хорошо удовл. высокий уровень помех на частоте 4,715 МГц
4,715 08250 ОТ 100 130 хорошо удовл. высокий уровень помех на частоте 4,715 МГц
4,715 08250 ОТ 100 140 хорошо удовл. высокий уровень помех на частоте 4,715 МГц
4,715 08250 ОТ 100 172 хорошо удовл. высокий уровень помех на частоте 4,715 МГц

Таблица 2 — Результаты летной проверки параметров и характеристик ВЧ трансивера XK2100L (заводской номер 101101), установленного на территории ПРЦ аэропорта «Раменское»

Рабочая частота, МГц Бортовой номер ВС Направление полета (НА, ОТ) Высота полета, м Удаление ВС от пункта управления, км Разборчивость речи, балл Примечание
оценка экипажа оценка р/оператора
4,715 08250 0 на стоянке хорошо хорошо
4,715 08250 ОТ 200 40 хорошо хорошо
4,715 08250 ОТ 200 80 хорошо хорошо Отсутствие связи в ОВЧ диапазоне
4,715 08250 ОТ 200 120 хорошо хорошо Отсутствие связи в ОВЧ диапазоне
4,715 08250 ОТ 200 140 хорошо хорошо Отсутствие связи в ОВЧ диапазоне
4,715 08250 ОТ 200 160 хорошо хорошо Отсутствие связи в ОВЧ диапазоне
4,715 08250 НА 100 140 хорошо хорошо Отсутствие связи в ОВЧ диапазоне
4,715 08250 НА 70 130 хорошо хорошо Отсутствие связи в ОВЧ диапазоне
4,715 08250 НА 100 120 хорошо хорошо Отсутствие связи в ОВЧ диапазоне
4,715 08250 НА 100 110 хорошо нрзб. Отсутствие связи в ОВЧ диапазоне
4,715 08250 НА 100 100 хорошо хорошо Отсутствие связи в ОВЧ диапазоне
4,715 08250 НА 100 90 хорошо хорошо Отсутствие связи в ОВЧ диапазоне
4,715 08250 НА 100 80 хорошо хорошо
4,715 08250 НА 100 48 хорошо хорошо

Основные выводы по результатам комплексных испытаний

По результатам комплексных испытаний оборудования радиосвязи ВЧ диапазона ОАО «Летно-Исследовательский Институт им. М.М Громова» можно сделать следующие выводы:

  • система радиосвязи ВЧ диапазона является надежным средством для решения задач управления воздушным движением в воздушном пространстве класса G;
  • тестируемая система радиосвязи ВЧ диапазона обеспечивала зону покрытия более 300 км на высотах от 0 м до 500 м при мощности наземных передающих устройств 150 Вт при работе на эквиваленты антенных устройств в сложной помеховой обстановке;
  • тестируемая система радиосвязи ВЧ диапазона обеспечивает надежный резервный канал радиосвязи между наземными пунктами управления ОАО «Летно-Исследовательский Институт им. М.М Громова» (КДП-2 аэропорта «Раменское» и ВКП «Касимов») в независимости от существующей инфраструктуры радиосвязи, в том числе и при снижении уровня мощности передающих устройств до 15 Вт;
  • невысокое качество приема речевых сигналов на территории ВКП «Касимов» объясняется значительным уровнем помех на рабочей частоте 4,715 МГц и может быть улучшено путем установки соответствующего антенного устройства или выбором другой рабочей частоты.
Поиск 
    (499)
    153-14-12
    153-54-74
    факс:
    (499)
    153-69-80